Заводиться в мороз целая наука, но в средней полосе мало кто её толком знает, все привыкли, что отпустит мороз, да и весна не за горами.
Я работал водителем на севере 6 лет, машины (разные) были, всю зиму на улице, дизеля не глушили с осени до весны, но первые 3 года это были бензиновые Лазы, что такое вебасто даже и не слышали, а запустить отечественный подогреватель в минус 30 было уже невозможно, а оно ж не 30... 40, 45 и ниже месяца три подряд, плюс ещё 5-6 месяцев серьёзный минус! - о! тут напрактиковался до не могу!!!
Выезд в 6.00, в 4.00 уже рядом с родимой машинкой.. разжигаешь пару паяльных ламп, сперва картер греть, коллектор, пролить кипяточком всю систему, потом пробуешь стартер вместе с ручкой... я ручку, как-то сломал пополам пытаясь провернуть двигатель!
Запустилась, надо мост и ступицы греть иначе с места не тронешься... ой было... и жидкость тормозная замерзала полностью и в стекло ничего не видно, мало того, что отогреть невозможно (люди дышат, всё на стекло садиться), ещё и выхлопные пары от впереди идущих стоят сплошной пеленой, занавески вмерзали по осени и так до весны, хрен прогреешь, не смотря на то что "туристы" были с дополнительными печками, потом уже пошли с двойными стёклами, те более менее были... Ниже 45ти ездили 2 автобуса вместе (везли пару калек, не сиделось им дома!), если что-то с одним случалось, по быстрому выкручиваешь пробки - специальные были, большие, через краники оно не стекает... бросаешь автобус и на другом в гараж за техпомощью. Заглох - минут 15-20 на раздумья, не смог запустить, сливай воду иначе движок разморозишь.
Свои машины тоже изредка заводили, в гараж поставишь заметёт, до весны не откопаешь, потому ставил прямо под домом, обычную электроплитку через кусок асбеста под поддон, ночью встанешь пару раз прогреешь... только так сможешь утром запустить.