ПРЕСЛОВУТАЯ 23.4 – У КАЖДОГО СВОЯ ПРАВДА…
Выдрессированных водителей на белорусских дорогах обитает подавляющее большинство: их поманят милицейской палкой — они встают; покажут протокол — достают кошелек; прикажут открыть капот — открывают; попросят закрыть рот — закрывают…
Скажут «упал — отжался!» — упадут. И, может быть, даже отожмутся…
При этом каждый безропотно выполнивший все указания придорожного милиционера и по такому поводу изрядно вспотевший даже не вопрошает сам у себя: «Черт побери, неужели, все, что ни скажут, я обязан выполнять?»
А вот и зря! Ибо между «обязан» и «не обязан» проложена весьма зримая граница…
…Количество дел о неподчинении сотруднику милиции, переданных на рассмотрение в суды, за последнее время возросло обратно пропорционально их качеству: искренне полагая, что водитель обязан выполнять любые, даже самые немыслимые указания придорожных милиционеров, они волокут в суд едва ли не каждого, кто осмелился даже просто перечить им…
В целях предотвращения милицейского произвола законодатели давно уже установили, что водителям необходимо выполнять не все, а лишь законные требования сотрудников милиции в целом и придорожных милиционеров в частности.
Законные, то есть исключительно те, которые предусмотрены законом...
Поскольку единственным официальным документом, регламентирующим обязанности водителя при встрече с сотрудником правоохранительных органов, являются Правила дорожного движения, то круг прямых водительских обязанностей почерпнем из них.
Правила возлагают на каждого севшего за руль всего пять простых, как выхлопная труба, обязанностей:
Во-первых, остановиться по требованию сотрудника милиции или регулировщика.
Во-вторых, передать ему документы для проверки.
В-третьих, в случае необходимости предоставить свой автомобиль сотруднику милиции, врачам или аптекарям для выполнения оперативного задания, например, преследования особо опасного бандита или оказания помощи больному.
В-четвертых, пройти по требованию придорожного милиционера медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В-пятых, выполнить распоряжение регулировщика «туда нельзя, сюда нельзя…».
Вот, собственно, и все! Требования же выходить из машины для составления протокола, открывать капот и протирать носовым платком номера на двигателе, выворачивать сумки для досмотра, давать какие-либо письменные или устные объяснения законом на водителя не возложены. Стало быть, законными не являются и подлежат исполнению им только в … добровольном порядке...
Впрочем, следует оговориться: сотрудник милиции вправе потребовать от водителя-нарушителя прекратить переезжать пешехода колесами своего автомобиля или попросить пристегнуться ремнем безопасности. Такие распоряжения будут абсолютно законны, поскольку закон «Об органах внутренних дел» говорит, что милиция вправе требовать от граждан прекращения преступления или правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению милицейских полномочий.
Но вот парадокс: сотрудникам милиции дано право требовать, а на граждан почему-то не возложена обязанность эти требования выполнять. Ни в одном законе не сказано, что водитель обязан по приказу сотрудника ДПС вытащить руки из кармана, протянуть их навстречу железным браслетам и вежливо поинтересоваться: «Так вам будет удобно наручники сомкнуть?».
Законодатели посмеялись над нами: они придумали наказание за невыполнение чего-либо, но не возложили прямую обязанность это «что-либо» выполнять!
А потому, внимая указаниям сотрудника ДПС, не пытайтесь морщить ум на тему, вправе ли он требовать у вас, что называется, «прыгнуть с крыши…». Если сомневаетесь в правомерности требований, вежливо потребуйте ссылку на норму права, обязывающую вас что-либо совершать. Ведь статья 6 Закона «Об органах внутренних дел» прямо указывает, что всякое ограничение прав граждан в их правах и свободах (туда не ехать, здесь не стоять, руки за голову, ноги на ширину плеч и наклон вперед…) милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Стало быть, требуют раздвинуть ноги и положить руки на капот — узнайте номер статьи, обязывающей вас раздвигать и класть. Требуют выйти из автомобиля и лечь на землю — спросите номер статьи, обязывающей выходить и ложиться…
Как правило, не имея возможности документально подтвердить (ткнув водителя носом в статью кодекса или закона) правомерность своих требований, мыслящие сотрудники милиции отказываются от каких-либо притязаний. Ибо понимают: ни в одном нормативно-правовом акте не найдут положений, обязывающих водителя при составлении протокола ходить по пятам за сотрудником ДПС и стучать на самого себя, собственноручно заталкивать автомобиль на эвакуатор и торжественно, как в «Поле чудес», вручать придорожному милиционеру ключи от автомобиля. И даже более, в статье 7 Закона говорится лишь «о добровольной помощи граждан в решении задач, стоящих перед органами внутренних дел…», ключевое слово – ДОБРОВОЛЬНОЙ!
Все процессуальные обязанности, как меры обеспечения по делу, слава богу, возложены на сотрудников милиции. Стало быть, только они (без Вашей помощи!) и должны их выполнять. Иначе говоря, кому надо, тот пусть и открывает капот, лучше двери и переворачивает вверх дном багажник вашего автомобиля. И даже — раздвигает, извините, ноги…
Ведь внутренние милицейские приказы и инструкции не могут понуждать вас к совершению каких-либо действий. Они регламентируют права и обязанности исключительно сотрудников милиции! Это и понятно: ведь не вправе начальник местной ГАИ и даже министр внутренних дел устанавливать для водителей особый порядок поведения при общении с его подчиненными.
Источник :
http://stop-gai.by/index.php?showtopic=1712&st=20